Организация рабочего места в школе.

Каждый школьник должен иметь правильно организованное место для занятий: письменный стол, стул, книжный шкаф или полку дома и подходящую его росту парту в классе. Необходимо создать такие условия, которые не заставляли бы орган зрения перенапрягаться. К ним относятся прежде всего достаточная освещенность рабочего места как днем, так и в вечернее время; соответствие мебели (стол, парта) росту школьника; чередование зрительной работы с отдыхом для глаз.

 

Критерии оценки рабочей позы.

Для оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие особенности физиологии и патологии детей.

1. Физиологические критерии: степень активности мышечной системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со стоячим. Положение тела считается правильным, если сохраняется устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости - все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает ранее утомление. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся сгибание грудной части позвоночника по отношению к поясничной под углом 170 градусов и наклоне головы в 50 градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются соответственно 160 и 40 градусов. В пользах с большим наклоном - меньше

150 и 30 градусов соответственно. В школьных мастерских поза должна быть рациональной с учетом техники безопасности.

2. Патофизиологические критерии: ассиметрия позы и соответствующая ассиметрия мышечного тонуса, а также чрезмерные наклоны корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и неправильного устройства мебели, что может приводить к ряду осложнений - таких как, близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз.

3. Психофизиологические критерии: субъективное чувство удобства позы - отсутствие давления в седалищной области и задней поерхности бедер, зрительный комфорт ( особенно в компьютерных классах ).

 Рабочая поза.

Когда вы сидите, то испытываете постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия. Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т. д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, вы увеличиваете нагрузку на зрение и тем самым способствуете развитию близорукости. Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула. В последнее время врачи гигиенисты пришли к выводу, что при письме менее утомительна поза с малым наклоном корпуса вперед . При такой посадке мышцы спины не так напряжены, как при большом наклоне корпуса. Кроме того, обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения (не сдавливаются столом органы грудной и брюшной полости), создаются благоприятные условия для зрительного восприятия. Во время чтения и письма напряженно работают мышцы спины, шеи, глаз и надо позаботиться о том, чтобы их работа протекала в благоприятных условиях.

Рисунок 1. Правильное положение тела во время работы за столом (а) , при строгании (б), пилении (в).Занятия в производственных мастерских должны начинаться по сути дела с подбора рабочего места в соответствии с ростом учащегося

93065-2.jpg

 

Подбор мебели.

 

 Учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3-4 ростовым группам.

Рост ученика

Соответствующая группа мебели

До 130 см

А

130-145 см

Б

145-160 см

В

160-175 см

Г

175 и выше

Д

 Поэтому в каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Только в этом случае каждому ученику можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту.

Подбор мебели осуществляется согласно санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к школьной парте и стулу. (Приложение1)

Эти требования вырабатывались на основе следующих показаний.

Высота сиденья стула - длина голени плюс 1 - 2 см на каблук. Ширина сиденья - величина distantia bitrochanterica плюс 3 - 4 см, глубина сиденья 2/3 - 3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией ( длина локтя плюс 2 - 2,5 см ) - характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола совпадают ) , положительной (проекция лежит вне плоскости стула ) и отрицательной ( проекция находится на плоскости сиденья ); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция - 3 - 5 см.Поверхность крышки стола должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%. В последние десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы ( более легкая перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно для одноместных парт ) и минусы ( возможность неправильной посадки ).

На основе всего вышеизложенного можно прийти к общей, более простой картине требований к школьной мебели.

Рост школьника, см

Высота стула, см

Высота стола, см

Разница высоты стула и стола

120-129

35

57

22

130-139

38

62

24

140-149

41

67

26

150-159

44

72

28

160-169

47

77

30

170-179

47

79

32

 

Если школьники сидят за более высокими партами, чем им требуется по росту, то неправильное положение тела и асимметрия плеч, как показали исследования, отмечается в 44% случаев. При рассаживании за столы более низкие, чем требуется, ассиметрия плеч регистрировалась у учащихся в 70% случаев. Кроме того, в этих случаях были получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и туловища, о резко выраженной асимметрии и активности спинных и шейных мышц правой и левой половин тела. Изменения такого же характера наблюдались при использовании мебели, имеющей прямую спинку, наклон сидения назад, укороченное сиденье.

В случаях несоответствия мебели анатомическим параметрам в пределах 3-
4 см наибольшие функциональные сдвиги, частые резкие нарушения позы и жалобы на неудобство мебели наблюдаются у школьников при использовании меньших размеров мебели по сравнению с требуемыми по длине тела, нежели при обратном соотношении. Поэтому если возникают затруднения с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, номера.

 

Так, школьные столы и стулья необходимо подбирать с учетом взросления детей. Но так как дети растут неодинаково, стоит обратить внимание на регулируемые парты и школьные стулья, размер которых может изменяться в пределах от 2 до 4 либо от 4 до 6 ростовых групп.

 

 

 

 

 

 

 

Расстановка мебели.

 

Мебель меньших размеров (групп, номеров) ставят ближе к классной доске, а мебель больших размеров – дальше. Например, первой во всех трех (четырех) рядах ставят мебель группы А, второй – группы Б, третьей – мебель группы Б и т.д.

В тех случаях, когда возникает необходимость ближе к классной доске поставить мебель больших размеров, ее следует ставить только первой в первом или третьем (четвертом) ряду.

Рабочие места в классах и учебных кабинетах за первыми и вторыми столами (партами) в любом ряду нужно отводить учащимся с нарушениями слуха.
Необходимо помнить и о правильной расстановке мебели для учащихся с пониженной остротой зрения. Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон. Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьих рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парт и их роста.
Допустим, в первой половине года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во второй половине года их нужно посадить за парты соответствующих номеров в первом ряду. Это мероприятие исключает появление у учащихся привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски (списывания) или наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской.

Между рядами столов (парт) и стенами учебного помещения соблюдаются установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда столов (парт) – не менее 0.5 м, от внутренней стены до третьего ряда столов (парт) – 0.5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0.65 м, от классной доски до первых столов (парт) – 2 м, между рядами – 0.6 м. За соблюдениями расстояния между наружной стеной и первым рядом парт требуется следить особенно строго. Ведь обе стороны тела ученика, сидящего в первом ряду, испытывают значительно отличающиеся друг от друга тепловые условия, и это отрицательно сказывается на механизме терморегуляции. Пульс ученика, сидящего около горячего радиатора, учащается, температура тела повышается. Количество острых респираторных заболеваний и ангин среди учащихся, сидящих в первом от окон ряду, в три раза больше, чем среди школьников, рабочие места которых находятся в глубине помещений.

В классных комнатах и кабинетах квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до первых столов (парт) должно быть не менее 2.5 м. Только в этом случае при длине доски 3 м учащимся, сидящим за первыми столами в первом и четвертом рядах, может быть обеспечен «угол рассматривания» не менее 300. Другие расстояния в таких учебных помещениях должны быть следующие: от окон до первого ряда столов – 0.5 м, ширина проходов между рядами – не менее 0.6 м, от последних столов до шкафов, расположенных вдоль задней стенки, – 0.8 м.

Проект "Центр образовательных технологий"
Ресурсный центр "ИКТ в образовательном процессе"
 
Школа № 32 "Эврика-развитие" г. Волжского

Марьянова Анастасия, Рогожина Ксения, 2009

http://school32-volzhsky.narod.ru/

                                   E-mail: proekt-evrika@bk.ru

Hosted by uCoz