РАЗНОВИДНОСТИ

                                 СОВРЕМЕННОЙ    ГИТАРЫ.

 

 

                                                                     Электрогитара.

 

   Попытки усилить громкость акустики проводились неоднократно, так как ее громкости было

явно недостаточно для выступлений в большой аудитории. Не помогали модификации

резонатора и введение в использование стальных струн. Микрофоны, которые пытались

прикрепить и внутри и снаружи гитарного корпуса, увы, не удовлетворяли, спустя время после

начала игры, появлялась максимальная громкость, а сразу же после этого  самовозбуждение всей

микрофонной системы приводило к появлению оглушающего свиста. Первый звукосниматель

был изобретен инженером Ллойдом Лоаром, однако его изобретение не было принято!

   Звукосниматель фиксировал колебания резонатора. Позже двое талантливых инженеров

создали звукосниматель, основанный на электромагните, который создавал поле, усиливавшее

 звук вибрирующей струны. Еще одним именем, которое связано также с названием фирмы

«Valco», это Виктор Смит, который от нечего делать, тоже создал звукосниматель, а затем

использовал его в испанских классических гитарах.

    Первую электрогитару, которая была оснащена этим замечательным изобретением, обозвали,

правда, не случайно, «сковородкой». Во-первых, ее корпус был выполнен полностью из металла,

 а во-вторых, она была круглой с вытянутой длинной ручкой. Комичная форма такого

 культового инструмента совершенно не устраивала рок-звезд и звукосниматели стали прилаживать

 к обычным формам гитар этот звукосниматель. Возникли проблемы со звуком: появились

шумы, искажения звуков. Музыканты пытались как-то воздействовать на процесс, заталкивая в

корпус ткань, избавлявшие от ненужных колебаний, а позднее использовалась еще одна обмотка,

которая позволила убрать все эти неприятности.

    Инженер, а также гитарист Лес Пол, нашел другой выход: дека его инструмента была сделана из монолитного дерева, а резонатора не сделал и вовсе. Но вид его гитары, названной «Брусок», совершенно не обрадовал публику. Чтобы избежать этого, музыкант просто использовал гитарный корпус испанской красавицы.

    Так, цельный корпус вошел в оборот производителей инструментов. С этого начинается история появлений фендеровских шедевров: сначала «Эсквайр», а затем плеяда «кастеров», Броадкастер, Телекастер, Стратокастер. И сейчас эта модель уже не меняется. Остаются актуальными только эксперименты с формой и аксессуарами.

 

                                           Бас- гитара.

 

 

    Появление баса связано с расцветом джазовой музыки. Это временной промежуток 20-х годов.

Выступления оркестра, где играл предок бас-гитары – контрабас, спасались увеличением состава

(в выступлении могло принимать участие восемь контрабасистов), чтобы получить нужную

громкость партии. А вот концерты, где играли на контрабасах, с трудом спасались одним

 или двумя инструментами, ко всему их транспортировка была сложной.

   Эту историю продолжил человек Пол Тутмарк, по роду занятий и музыкант, и конструктор,

который создал первый контрабас с полым корпусом, а позже его рукам принадлежало создание

первой бас-гитары (ладовой по типу гитары), на которой играли, держа ее в горизонтальном

положении. Слышимость с появлением этой модели была гораздо лучше, да и техника игры на ней

 отличалась сравнительной простотой.

   Второе имя, которое важно в процессе рождения баса, это легендарный Лео Фендер. Кстати, этот

великий для музыки человек не был музыкантом, даже не мог взять ноты, его основной специализацией

была инженерия.

  Однако его бас-гитара была первой, которая попала на массовый рынок потребителей. Она была

достаточно проста, корпус был обыкновенной формы, ладовый гриф, звукосниматель. Это были

50-е годы. Эта бас-гитара сменилась молодой и усовершенствованной моделью (изменились головка

грифа и звукосниматель) Стратокастера. Последняя, она стала наиболее популярной, и производство

басов от Фендера стало использовать ее конструкцию. Еще одной попыткой собственного производства

 Фендер сделал бас с улучшенной электронной системой, называвшийся Джаз Бас.

70-ые годы принесли новшество – первая акустическая бас-гитара, выпущенная Эрни Боллом. Но до поры эта идея –

акустический бас – не была востребована. Ее целью было согласовывать звучание баса и акустики.

Последующее развитие бас-гитар связано с «Алембик», когда начала активно использоваться электроника, составляя основу звучания,

гитары изготавливались из очень дорогих пород древесины, стал использоваться графитовый гриф.

Позже различные производители ввели в оборот 5-ти и 6-ти струнные инструменты. Бас-гитара практически окончательно выжила контрабас со сцен, не завоевав разве что стиль «кантри» и частично джаз. Бас-гитары приобрели к 90-м свой классический вид и стиль.

                                                         Акустическая гитара.

 

   Гитара — это струнный щипковый музыкальный инструмент, известный с глубокой древности. Наиболее

популярны сейчас шестиструнные гитары. Существует два основных типа акустической шестиструнной

гитары: так называемая «классическая» гитара с нейлоновыми струнами и акустическая гитара с

металлическими струнами. По своему функциональному назначению акустическая гитара применяется

для сольного музицирования, а так же для аккомпанемента голосу или другим инструментам

 в составе ансамбля. Классическая шестиструнная гитара, как можно судить по названию, используется

для исполнения в основном классического сольного репертуара. Для классической гитары создан

достаточно большой репертуар оригинальных произведений. Помимо классического репертуара, на

 классической гитаре можно исполнять практически любое гитарное музыкальное направление, а

также использовать классическую гитару как аккомпанирующий инструмент. В качестве примеров

 музыкальных направлений можно привести джаз на классической гитаре, фламенко, латиноамериканскую музыку, кантри и т.д.

 

 1.Шестиструнная гитара.

 

   Семейство гитар может по праву гордиться своими представителями, и в первую очередь всяческой похвалы

заслуживает акустическая гитара. Классический шестиструнный инструмент, звучание которого усиливается за

счет деревянного корпуса, имеет привлекательную внешность и не менее интересную "начинку". Детали в

 большинстве своем скрыты от глаз обывателей, далеких от музыки, но и им полезно знать некоторые

 "тайны за семью печатями". Например, по традиции струны долгое время изготавливались из овечьих

кишок. Сейчас в обиход вошли нейлоновые струны. Натяжение у них слабое, щадящее корпус. Три

"басовые" струны обтягиваются посеребренной никелевой или медной проволокой. Метки ладов на

грифе расположены сбоку, что соответствует строгому дизайну гитары. К тому же не приходится врезать

 точки в лицевую поверхность грифа. У классических гитар между головкой грифа и корпусом расположено

двенадцать ладов, тогда как у других видов - четырнадцать. Шестиструнная гитара, на которой играют без

 микрофона и усилителей, не нуждается в пластмассовой пластине под струнами. Причина кроется в

отсутствии медиатора. Впрочем, дело не только в этом. Лишние детали на верхней деке отрицательно

влияют на акустику инструмента, поэтому с классикой жанра отваживаются экспериментировать лишь единицы.

2.Семиструнная гитара.

 

    Семиструнная акустическая гитара на России всегда была в почете. Ее  своеобразие связано с историческим прошлым страны. И, несмотря на то, что "шестиструнка" - явный лидер по количеству поклонников, семиструнной тоже есть чем гордиться. На протяжении нескольких столетий она была аккомпанирующим инструментом.

Городская песня и русский романс звучат на ней особенно проникновенно и выразительно. Вклад в развитие семиструнной гитары внесли такие выдающиеся музыканты, как Михаил Высоцкий, Петр Агафошин и Александр Иванов-Крамской.

В XXI веке гитара по-прежнему востребована. Даже дискуссия, что ведется в музыкальных кругах, укрепляет позиции "отечественной певуньи". Предмет спора - нужен ли вообще такой инструмент, ведь большинство произведений перекладываются композиторами для шестиструнной гитары. Не столь важно, кто в итоге победит в этой борьбе, главное, чтобы с нами рядом жила настоящая Музыка.

3. Двенадцатиструнная гитара.

 

   Испанский лауд и латиноамериканский типле нашли свое продолжение в двенадцатиструнной гитаре с

богатой тембровой палитрой. Акустическая гитара позволяет музыканту продемонстрировать

высокий уровень исполнительского мастерства в различных стилях, начиная от бардовской песни

и заканчивая рок-композициями. Свой голос впервые она подала в 70-е годы XX века в Северной Америке

 и странах Европы, затем получила прописку в России, где сразу же пришлась по душе сольным

исполнителям. Однако впоследствии гитара проникла и в ансамбли, заняв среди инструментов почетное

 место. Ее тембр придает неповторимое звучание народной музыке, которая сегодня очень

нуждается в пропаганде. Двенадцатиструнная гитара призывает людей разных возрастов и социального

 положения помнить об истоках и культурных традициях. В век электроники это особенно важно.

                                     Джазовая гитара.

 

   Искусство джаза имеет почти столетнюю историю. Возникнув в недрах афро- американской

музыкальной культуры, джаз достаточно быстро распространяется по свету, постоянно

видоизменяясь, наполнясь национальным содержанием, оказывая определенное влияние

на развитие традиционных музыкальных жанров.

Для развития джаза характерно наличие разнообразных стилистических течений:

архаический джаз, классический, латиноамериканский, афро-кубинский, джаз- рок, авангард,

фри - джаз и т.д. не оставался неизменным и инструментарий джазовых коллективов и

исполнителей, проделавший путь от примитивных инструментов африканского происхождения

 до музыкальной техники, использующей последние достижения электроники.

Гитаре всегда принадлежала важная роль в джазовом исполнительстве, где она использовалась как

сольный инструмент.

Творческие достижения талантливых джазовых музыкантов- американцев Лонни Джонсона и

Эдди Дэнга, бельгийского гитариста Джанго Рейнхардта - значительно усилили интерес к гитаре в джазе.

В 60- е годы значительные творческие достижения в искусстве игры на джазовой гитаре связаны с именем негритянского гитариста Уэса Монтгомери, внесшего существенные изменения в технику исполнения правой рукой. Его исполнительской манере были свойственны необыкновенная глубина и теплота звучания.

70- е годы ознаменовались резким возрастанием интереса к джазовой гитаре. В это время на концертной эстраде появляются Лэрри Кориелл, Джек Маклафлин, Джон Аберкромби, Ли Ретэнор и др. в число видных джазовых музыкантов выдвинулся американец итальянского происхождения гитарист Джо Пасс, сумевший на основе традиций раннего джазового исполнительства создать свой собственный стиль.

В джазовом искусстве нашей страны гитара используется примерно с 30- х годов. Одним из первых известных советских исполнителей на этом инструменте стал Алексей Алексеевич Кузнецов (1913- 1977), работавший с 1938 года в Джаз- оркестре Союза ССР под руководством В. Кнушевицкого. Уже в те годы популярность А. Кузнецова была достаточно широка. Во время Великой Отечественной войны он, как и многие советские артисты, в составе фронтовых бригад постоянно выступал на передовой перед бойцами и командирами Красной Армии.

В 40-50 –е годы в число ведущих исполнителей на джазовой гитаре выдвинулись Виктор Миронов (джаз-оркестр под руководством Л. Утёсова) Борис Фельдман (джазовый коллектив Всесоюзного радио под руководством А. Цфасмана). Оригинальными работами отмечено творчество известного в своё время гитарного дуэта в составе Алексея Якушева и Алексея Кузнецова (старшего).

В 60-е и последующие годы советское джазовое исполнительство становиться всё более известным и популярным как в нашей стране ,так и за рубежом. Этому во многом способствовало участие наших музыкантов, в том числе гитаристов, во многих международных джазовых фестивалях: в Польше («Джаз-Джембори»), в Индии («Джаз-Ятра»), в Венгрии («Дебрецен-83»), в Чехословакии, Голландии, Франции, ФРГ, Англии.

Глубоко убежден, что возможности российской джазовой гитарной школы велики, что она будет и дальше плодотворно развивать лучшие традиции российского джазового искусства.

 

                                                              21 век.

 

    Приближаясь к прогрессивному 21 веку, мастера создания гитар стали делать новые открытия и достижения.

В это время история гитары вплотную связана с появлением блюза. Блюзовые исполнители умудрялись

 играть на гитарах, используя не только пальцы и медиаторы, но и бутылочные горлышки. Начинал блюз

использовать джазовые инструменты – арктопы. Затем в руки блюзменов попадают фолк-гитары, которые

производит фирма Гибсон, которые и остались блюзовым инструментом. Эксперименты с джазовыми

гитарами Лео Фендера позволили появиться на свет Стратокастеру.

    В 50-х годах начинается эра рок-н-ролла, корни которого можно обнаружить в блюзе. Гитара к

 тому моменту была инструментом популярным в классической музыке, стиле кантри и, конечно,

неотъемлемой частью искусства фламенко, джазе и блюзе. Гитары, сделанные в этот период,

считаются очень дорогим раритетом, хоть современные модели оснащены лучшими материалами и

делаются с использованием новых технологий.

    Рок-н-ролл начал использовать блюзовые гитары, с его развитием приходит открытие бас-гитары, а

 позже – электрогитары. И вот, к 60-м акустика стала уходить в тень, стала вновь «домашним

исполнителем», да бардовской спутницей. Единственным стилем, который не покинула классическая гитара, была классика.

80-е полностью игнорировали акустическую гитару, да и подчас гитару вообще: рок и электронная музыка не нашли ей применение. Со спадом популярности рока начался подъем гитары. Поскольку вновь стала популярной музыка, техники и виртуозы, грохот рок-исполнителей переориентировался на что-то более интересное, и пригодилась старушка-гитара. Появляются электро-гитары, оснащенные нейлоновыми струнами, которые уже не дают жуткого фона и позволяют делать интересные композиции. Начали появляться фирмы, производящие разные модели гитар, экспериментирующих со звуками и усилителями. Возвращению собственно акустики способствовала традиция MTV устраивать записи для известных групп с «живым звучанием». Гитара снова вернулась в музыкальную обойму.

Подпись: Проект "Центр образовательных технологий"
Ресурсный центр "ИКТ в образовательном процессе"
 Школа № 32 "Эврика-развитие" г. Волжского
Ф.И.О. участника конференции, 2009
http://distkonf2009.forum24.ru/ 

E-mail: proekt-evrika@bk.ru
Hosted by uCoz