ЭПОХИ РАЗВИТИЯ ГИТАРЫ.

 

                  Введение.

 

    ГИТАРА [GUITARRA] - (от испанского quitarra от греческого kithara - лира) род струнного щипкового музыкального инструмента лютневого типа с деревянным корпусом - резонатором в форме восьмёрки и с длинным грифом.

 

   Многие историки по-разному описывают историю происхождения современной гитары и её разновидностей. Это не удивительно, ведь первые струнно-щипковые инструменты, явившиеся прообразом настоящей гитары, появились в глубокой древности, 3-4 тысячи лет до нашей эры.

 

   Хотя родословная гитары, как утверждают её исследователи, начинается с Востока, а название инструмента выводят от греческого kithara, родиной современной классической гитары, несомненно, следует считать Испанию. Именно здесь лютня, а затем виуэла дали основу для рождения нового инструмента, ставшего истинно народным по популярности. Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, её иконография становятся более точными.

 

    Появлению гитары в традиционном нынешнем виде предшествовал длинный путь развития, корни которого уходят в глубь истории. По мнению ряда исследователей, лук первобытного охотника мог использоваться не только как оружие, но и как музыкальный инструмент. Так, если на лук натянуть не одну тетиву, а более, то в силу их различной длины, силы натяжения и толщины изменяется высота издаваемого ими звука. Вероятно, именно такой вид имел древнейший музыкальный инструмент, ставший прототипом ассиро-вавилонской или египетской кифары. В свою очередь, древние кифары стали «предками» гитары. В Месопотамии и Египте некоторые разновидности кифар (в том числе египетская набла и арабский эль-ауд) получили дальнейшее конструктивное развитие и распространились по всему средиземноморскому побережью уже в 3-2 тысячелетиях до нашей эры.

 

 

 

 

                                                                         Предки гитары.

 

 

         Откуда вообще к нам пришел этот инструмент, и что он собой представлял в те далекие

времена, да и насколько далекие?

История гитары начинается на Востоке, когда были созданы первые щипковые инструменты.

 А это время – глубокая древность до начала новой эры. О них нам рассказывают месопотамские

культурные памятники, запечатлевшие инструмент, который был сделан из, судя по всему,

из черепашьего панциря, на который натягивали для лучшего звучания кожу. Похожий по

конструкции инструмент представлял собой «дутар» с двумя струнами, закругленный внизу

и немного заостренный сверху. Очевидное сходство и родство подтверждает шейка, в которую

монтировались колки.                                                                                                                                         ДУТАР

Позже появляется резонатор, корпус состоит из трех частей таких же, как и в современной гитаре: два деки и боковины.

Появление такой важной части как резонатор относится к третьему или четвертому веку. Первые такие инструменты

Появились в Китае. Об этом говорят уникальные изображения на фреске буддийского храма.                                                                           

   Распространяющиеся инструменты такого вида относят к лютневым инструментам. Одним из видов лютневых инструментов считался «нефер» (в переводе – красота), у которого был слегка вытянутый корпус, похожий на форму миндаля, с длинной шейкой. Нефер был египетским изобретением.

   Со временем инструмент, который явился предшественником современной гитары, начнут называть «китарой». Есть предположения, что искусство создания подобных лютен и их распространение по всему миру могло происходить двумя различными историческими путями. Первый – через сообщение Малой Азии и греческой (а чуть позже и римской) культур. Второй – через арабские нашествия на другие страны.

   Кстати, предки гитары и до сих пор существуют в том же виде в восточных странах, например, тот же дутар. Аналогами этого щипкового инструмента в Греции является базуки, а в турецкой музыкальной культуре – саз, известные «Биттлз» использовали иранский инструмент – ситар.

   Гитарой восхищались, ее постоянно стремились усовершенствовать, она играла разными голосами, временами впадала в немилость и бывала забыта своими горячими поклонниками. Но неизменно находились люди, готовые пойти вслед за ее нежной музыкальной песней, чтобы создать шедевры. Очень много взлетов претерпела история этого инструмента. И на сегодняшний день гитара по-прежнему связана со многими музыкальными жанрами. Это и классическое исполнение, это и роковая культура, а также джаз и блюзовое направления, очень популярная во всех странах бардовская песня, стиль кантри и, без всякого сомнения, горькая песнь гитары – искусство фламенко.

   Гитара прошла через все страны, придя из стран Среднего Востока. И в каждой из стран есть какие-то свои жанры, в которых она добилась наибольшей популярности. Ее удобно держать дома для домашнего исполнения, с ней легко и комфортно концертировать.

    Все, что было связано с модификациями гитары, в древности «кифары» или «ситары», определенным образом оставило след в музыкальной культуре человечества. Гитара смогла подстроиться под динамичную и разностороннюю культуру 21 века, захватив лидирующее положение во многих жанровых и стилевых направлениях. Существуют различные ее виды и сложные, запутанные подчас классификации.

    Наверное, можно предположить, что популярность гитары почти во все времена обуславливается ее динамичностью и широким спектром возможностей звучания. А если учесть, что песня гитары и ее «голос» зависит не только от умений музыканта, а и от дерева, в котором живет ее душа, от струн, натянутых и посверкивающих так заманчиво, наконец, от формы и различных веяний электронного века, то понимаешь, что «исчерпать» для себя потенциал гитары невозможно. Тысячи людей приходят на концерты гитаристов-виртуозов, чтобы насладиться неповторимыми импровизациями и владением инструментом.

 

 

              Средневековая гитара (476-1400г.г.).

 

 

     Начиная с 10 века, изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым.

Инструменты этого периода ещё совмещали в себе черты, которые в эпоху Возрождения

 распределятся между различными видами щипковых - такими, как виола, виуэла и гитара.

Гитара имела четыре двойные струны (четыре хора). Исполнители применяли следующие

приёмы игры, следуя своей фантазии: пальцами, плектром (медиатором). Уже на этом этапе

были заложены основные принципы звукоизвлечения, которые повлекли за собой совершенст-

вование конструкции и окончательное формирование семейств струнных инструментов.

   Сведения, дающиеся об истории возникновения гитары на востоке, обрываются и дальше

путь развития инструмента неизвестен.                                                                                                             КИФАРА

 О нем можно узнать из литературных памятников этой «темной» эпохи. На миниатюрах,

украшавших произведения средневековых творцов, часто изображаются менестрели с инструментами, которые очень напоминают строение современной гитары. Это наличие резонатора, колковой коробки, разных форм, а также шейки, к которой она крепится. Увеличивается количество струн – от трех до шести, они прикрепляются к нижнему краю инструмента, небольшому выступу. Для игры используют плектр достаточно длинных размеров. Название немного меняется в зависимости от источника, в основном используется слово «ситара», произошедшее от греческой «кифары».

     Большинство изображенных инструментов очень напоминают египетский музыкальный инструмент под названием «нефер».

 Немного позднее появляется еще один вид щипкового инструмента, который более схож с современной виолой. Не совсем

понятно, каким именно способом музыканты того времени старались «оживить» инструмент, поскольку противоречивые сведения дают памятники тех времен. Это был и плектр, и некоторый прототип смычка, а временами музыканты касаются струн просто пальцами. Возможно, техника исполнения не была строгой, поэтому музыкант мог играть, как ему заблагорассудится, вероятно также и то, что все зависело от свойств конкретного струнного инструмента.

Испанские источники показывают, что к тринадцатому веку появилось две

разновидности гитар – мавританская и латинская. Первая имеет выпуклую

нижнюю деку, музыкант пользуется в основном плектром, струны натянуты

так, что крепятся на нижнем основании инструмента. Известно, что звук,

издаваемый мавританской гитарой, был резким. Латинская, напротив,

 давала очень мягкий звук, ее дека была плоской, играли на ней при

помощи пальцев. А вот положение, которое прослеживается для гитары

 на тот момент, наклонное. Смычком уже не пользуются, играют на этих

инструментах только для высоких особ.

С этого времени форма гитары будет стандартизироваться, становиться

легче и все больше напоминать современную. Гриф, слегка вытянутый и

плоский корпус, возможно остроугольные края или ровные, порожки на

шейке и колковая коробка, тоже моделирующаяся по форме. В процессе                              Лоренцо Коста «Концерт»

игры используется плектр или пальцы.

 

 

 

                                  Ренессанс (Возрождение) 1400-1600г.г..

 

 

 

        Гитара того времени, была инструментом аккомпанирующим, имеющим

первоначально четыре двойных струны (четыре хора). По свидетельству одной

из традиционных легенд, в XVI веке Висенте Эспинель добавляет гитаре пятую

 струну, именно такой инструмент становится известен в Европе как испанская

гитара. Но это всё ещё инструмент с аккордовой техникой - на двойных струнах

сложно вести мелодию. В Испании этого времени, среди музыкантов

профессионалов, фаворитом щипковых инструментов была виуэла. В литературе,

посвященной испанской музыке эпохи Возрождения, виуэлу часто называют

 предшественницей гитары и даже отождествляют оба эти инструмента.

 Это неверно. Гитара - инструмент иного, нежели виуэла, происхождения,

 отличающийся от нее не только внешней формой (большее количество двойных

 струн, размер) и сферой бытования (виуэла считалась аристократическим,

придворным инструментом, гитара же была распространена в народных кругах),

но главное - техникой игры: виуэла была сольным мелодическим инструментом,

гитара - инструментом исключительно гармоническим и аккомпанирующим,

 ей была присуща аккордовая техника. Лишь много позже, уже в конце XVII века, когда у виуэлы убрали 7-ю, а к гитаре,

напротив, прибавили 6-ю двойную струну, виуэла и гитара стали идентичными инструментами, с уже утвердившимся

названием.  

                                                                                                                                                                                                                                 

  Однако только в XVIII веке, когда у гитары заменили двойные струны одинарными и сделали её не только гармоническим, но и мелодическим инструментом, она приняла тот окончательный вид, который сохранился до наших дней. На протяжении же XVI и XVII веков инструментом испанских композиторов-профессионалов была почти исключительно виуэла.

   Как и для всего искусства, так и для эволюции гитары Ренессанс был временем золотым, временем подъема и расцвета. В это время появляется множество образцов гитар, усовершенствованных по сравнению с предыдущими. Во времена средневекового синкретизма еще не выделялись подсемейства струнных инструментов и во многом черты виолы и гитары еще сливались. В Ренессансе они окончательно разошлись, и гитара стала развиваться в соответствии со своей собственной динамикой. Уже больше не использовались удлиненные плектры и смычки, в основном играли с помощью пальцев, хотя инструмент продолжали держать под сильным наклоном, а чаще – горизонтально в прежних традициях исполнителей. Гитара освобождается от громоздких форм, становится легче, много внимания начинает уделяться ее украшениям.

    Кроме этих новшеств у гитары появляется несомненное преимущество перед другими инструментами, она становится любимицей публики и исполнителей. Если какое-то время лидировала лютня, то к середине шестнадцатого века популярность гитары ее перекрывает. Интересен также тот факт, что распространившись практически по всей западной Европе, гитара не смогла завоевать страну, в которой ей было уготовано в последующем развитии блистательное будущее: игнорирует прелесть гитарного исполнения Испания.

    В семнадцатом веке появляются инструменты, о которых мы уже можем судить по тем экземплярам, что дошли и до нас в первозданном виде, а не в качестве изображения на гравюрах. Эти гитары имеют выпуклую и достаточно громоздкую нижнюю деку, но во всем остальном они близки современным. Особенно колковая коробка тех инструментов. Эти гитары называют «переходной» или «переломной» конструкцией.

Они обильно украшены инкрустациями дорого дерева (чаще это боковины и нижняя дека – мастера не хотели искажать звуки), имеют пять хоров. Одна из таких гитар, принадлежащая мастеру по имени Мельчиор Диас, находящаяся в английском музее, как раз демонстрирует все это.

Для выделки инструмента брался цельный кусок дорогой древесины, добавлялась кожаная розетка, призванная делать

 звучание инструмента более мягким и изящным, что подразумевает ценность, прежде всего, качества звуков, которые могла дать гитара слушателям. Еще одной гитарой, уже названной «классической», считается гитара с плоской нижней декой, появившейся немногим позже.

 

 

 

                   

 

                                                     От барокко до классицизма. (XVII-XIX века)

 

 

     Гитара того времени преимущественно была всё ещё инструментом с пятью рядами струн.

В связи с тем, что исполнителям сложно было подобрать струны для средних рядов, которые

 хорошо бы звучали в унисон, некоторые гитаристы начали прибегать к упрощенной настройке –

отказываясь от двойных струн. Употребление одинарных струн значительно обедняло низкий

регистр гитары. Теперь вместо семи звуков в аккорде (у гитар с двойными струнами - две

 басовые настраивались в октаву) извлекались только пять. Возможно, для того чтобы сделать

 звучание инструмента более полноценным, некоторые мастера вскоре начинают добавлять

 шестую струну. Поиски мастеров в оптимизации конструкции гитары приводили, порой, к

 весьма курьёзным результатам - появились самые причудливые инструменты, но большинство

их стало тупиковыми ветвями эволюции гитары.

  В 1773 году ван Хекке сделал двенадцатиструнную гитару, которую он назвал «бисзекс»

 (дважды шесть). Аббат Морлане в 1788 году в Париже изобрёл семиструнную гитару.                         Гитара (просвещение)           

 Обер де Труа в 1789 году сконструировал гитару с двумя грифами и двумя  специальными

аккордами струн. Венский мастер Штауфер создал восьмиструнную гитару. В лондонском Музее Виктории и

Альберта хранится гитара, на которой натянуто 32 струны (мастер дон Рафаэль Вальехо, 1789). Однако ни один из этих

инструментов не смог превзойти шестиструнную гитару, поскольку каждый эксперимент порождал больше неудобств,                      

чем преимуществ.

     Семнадцатое столетие для гитары стало очень противоречивым: она становилась популярной и была вхожа даже в королевские покои, а временами о ней забывали и всячески критиковали.

     Здесь плохую услугу гитаре оказала страна, которая долгое время просто не обращала на инструмент внимание – Испания, и вдруг сильно полюбившая его. Стиль, который исполняется музыкантами-гитаристами, пришел именно оттуда и назывался «разгеадо», был очень экспрессивным, но не слишком утонченным, что и оттолкнуло поклонников гитары. Ее стали брать в качестве аккомпанирующего инструмента, музыкальные теоретики с сожалением замечают, что гитарная игра потеряла свою мелодичность, композиционность и красоту. И служит в основном для того, чтобы под ее звуки не эстетично притоптывать и скакать. Хотя многим видным особам такой вид веселого времяпрепровождения очень даже пришелся по душе, широкой публикой принят не был. Это время считается также началом развития искусства фламенко, которое сопровождалось игрой на гитаре, но еще не успело выйти на сцену.

    Франция в это время очень увлекается гитарой. Особенно она стала популярна в искусстве создания балета, хотя сейчас это кажется немного необычным. И, тем не менее, балетные па, по мнению коронованных особ, как нельзя лучше сочетались со звуками гитары. Музыкантов, игравших во время исполнения балета, специально одевали в испанские костюмы. Это были балеты: «Богатая вдова», а также «Фея Сен-Жерменского леса». Один из балетов, который был поставлен его величеством, запомнился всем участникам тем, что король сам играл на гитаре, аккомпанирующей сарабанде.

    Именно Франция способствовала возрождению и новой волне интереса к этому инструменту. И не просто французский народ, а монархи, которые были искренне увлечены гитарой и ее возможностями. Известно, что Людовик Солнце учился с детства у специально приглашенного учителя игре на гитаре, в чем весьма преуспел. Ну, а инструмент снова с легкой руки Людовика становится популярен по всей Европе. Конец правления Людовика совпал со следующим упадком интереса к гитаре.

 

   В эпоху Просвещения, в которой активно проявляется интерес ко многим

инструментам, становящимся все более популярными, вытесняет из внимания

гитару. Хотя она не уходит из повседневной жизни: на многих картинах

появляется гитара в качестве «домашнего развлечения для девиц». Песни

исполнялись под гитару в домашней обстановке, а вот серьезная музыка

инструмент до времени отвергла. К тому же от гитары не отказывались

бродячие скоморохи-комедианты, бренчавшие на ней для потехи.

    Новый огромный всплеск – начало 19 века, когда гитара буквально покоряет

 мир и ввергает его в горячку увлечения своими возможностями. Итальянские

и испанские виртуозы, в попытках сбежать от войн, разъезжаются по всему

 свету, везут искусство игры на гитаре в дальние уголки. Они же учат новые

поколения гитаристов, пишут методички и пособия для начинающих. Гитара                         Тропинин «Гитарист»

стала инструментом, требующим к себе профессионального подхода,

изучения, а не домашним «любимцем для бренчания». Пишутся небольшие, но очень эффектные пьесы, оперные аккомпанементы.                                                                                                                           

 

 

 

                                                            Современность.

 

      Виды и формы гитары, различные системы крепежа, способы игры и технологии

создания – все это претерпевало изменения веками, пока мастер Антонио де Торрес не

создал гитару, которая и стала образцом для подражания и по сегодняшний день. Этого

человека еще называют «Страдивариус гитары», настолько велик его вклад в развитие и

конечную стадию эволюцию гитары. Со времен Торреса и его универсальной конструкции

гитары, я практически не поменялась в своей основе.

Итак, Торрес увеличивает корпус, делает его шире и глубже в объеме. По отношению

 к деке гриф делается более выпуклым, врезается таким образом, что доходит до отверстия

резонатора, совпадающего с 12 ладом. Мастер также немного уширяет его по сравнению

 с предыдущими моделями. Струны крепятся на подставке, где делается специальный порожек,

узелками, устанавливается вибрирующая часть струны – до 65 сантиметров. Оптимизируется

 количество веерных пружин, отныне их устанавливается 7.

Гитара стала использоваться в концертах на сцене, что потребовало ее усовершенствования в плане усиления звука –

большой аудитории не хватало ее естественного звука. Попытка изменить жильные струны на изготовленные из металла

не дали хорошего результата: звук стал звонче и лучше, однако корпус гитары не выдерживал такой нагрузки и ломался. Попытавшись укрепить корпус гитары, сделать его более плотным, мастера добились того, что качественно и в худшую сторону изменили звук.

Фирма, которую возглавлял некий м-р Мартин, смогла преодолеть эту несостыковку. Решение было очень простым: пружины стали крепить икс-образно, что облегчало нагрузку на корпус, который расширялся от зоны соединения с грифом книзу. Это были первые, так называемые «фолк-гитары». В них варьировался размер корпуса, чтобы в оркестровых выступлениях не «забить» звук гитары, а позднее появилась особая модель – оркестровая модель гитары, которая называлась «дредноут» или вестерн-гитара, которые существуют, почти не меняясь, и в наши дни.

Появляются гитары, которые позже окрестят «джазовыми», а название официальное – арктопы, сделанные по аналогии со скрипкой: слегка выгнута верхняя дека, отверстия резонаторов в форме буквы F. У этой гитары было очень резкое звучание в отличие от дредноута способное солировать. Следующие этапы – появление усилителей и электрогитары.

Подпись: Проект "Центр образовательных технологий"
Ресурсный центр "ИКТ в образовательном процессе"
 Школа № 32 "Эврика-развитие" г. Волжского
Ф.И.О. участника конференции, 2009
http://distkonf2009.forum24.ru/ 

E-mail: proekt-evrika@bk.ru
Hosted by uCoz